
Батискаф, затонувший в водах рядом с Хургадой, нес на борту 45 человек — шестеро из них погибли. Эксперты рассказали aif.ru, что послужило причиной аварии, и кто несет ответственность происшествие.Работала на износПо словам капитана первого ранга в запасе, писателя-мариниста Владимира Шигина, прогулочный батискаф не был разделен на отсеки — это стандартная практика для подобных «туристических подводных лодок».
«Это значит, что уровень безопасности и живучести батискафа был достаточно низким, — объяснил Шигин.
— Скорее всего, пробой произошел у слабой точки — иллюминаторов. Вода начала поступать чрезвычайно быстро, оставив очень мало времени на реакцию как у пассажиров, так и у экипажа».
Владимир и сам принимал участие в подводных прогулках на территории Египта: как он подчеркнул, отношение к технике на подобных аттракционах оставляет желать лучшего.«Скорее всего были нарушены требования к эксплуатации, — сказал он.
— Или батискаф эксплуатировался на износ. Техника не проверялась, герметичность могла быть нарушена еще до выхода в рейс — это если мы предполагаем, что трагедия произошла на допустимой глубине.
Но нельзя исключать, что экипаж "провалился" на большую глубину, чем рассчитывал. В любом случае причиной трагедии стала халатность, в этом можно быть уверенным».Кто виноват?Как поделился с aif.ru юрист-международник, кандидат юридических наук Михаил Берандзе, в случае гибели людей или причинения вреда здоровью ответственность обязательно предполагается — уголовное дело в связи с происшествием в Красном море уже возбуждено.
«Вопрос исключительно в том, кто понесет ответственность.
Здесь возможны два варианта, — отметил эксперт. В первом случае, если плавательное средство было допущено к выходу в море без надлежащей проверки или с явными дефектами, ответят перед законом сотрудники обслуживающего персонала, который готовил батискаф между рейсами».
Во втором случае ответственность понесет экипаж.«Если вопрос в неправильной эксплуатации, то ответственность ляжет на экипаж, сейчас нужно ждать результатов расследования происшествия, — сказал Берандзе.
— Важно и то, что в любом уголовном деле, где был нанесен ущерб жизни и здоровью, в большинстве случаев предполагается возмещение».Однако определять размер компенсаций будут по национальным законам и судебной практике страны, где произошло происшествие — то есть, это решение в руках египетского правосудия.
«Даже в России иски о причинении вреда могут быть от 50 тыс. до 1,5 млн рублей, — добавил юрист.
— Все зависит от обстоятельств».Михаил вспомнил и другую резонансную историю с батискафом — потопление «Титана», на борту которого во время рейса к «Титанику» погибло несколько миллионеров.«Проводить аналогии с "Титаном" не стоит: батискафы в Хургаде — это чистое развлечение, аттракцион для взрослых и детей с погружением на небольшую глубину, — объяснил он.
— К ним предъявляются менее строгие требования по проверке, содержанию и эксплуатации.
Перед "Титаном" же стояла более сложная задача».Кроме этого, Михаил Берандзе вспомнил, как и сам опускался под воду на батискафе в Хургаде, по словам юриста, изнутри он больше напоминал маршрутку.